Новости

16 мая, 2019 16:36

Из сборника РНФ «Я ученый!»: Математик-филантроп Андрей Райгородский вкладывает деньги в развитие молодых талантов и читает десятки научно-популярных лекций в год

Известный российский математик Андрей Райгородский поражает окружающих своей работоспособностью, а также дисциплинированностью, обычно не свойственной представителям этой профессии. Он руководит Физтех-школой, заведует кафедрой на одном факультете и лабораторией – на другом, читает лекции в нескольких вузах. Он активно внедряет свои разработки, но при этом любит математику саму по себе и участвует в десятках фундаментальных исследований. Все свободные деньги ученый тратит на развитие молодых талантов, а все свободное время – на чтение лекций школьникам, разработку образовательных программ и выступления перед широкой аудиторией, чтобы показать, что математика – это очень живая наука.
Источник: пресс-служба РНФ

Если вы ученый, математик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, – вы шарлатан. В этой форме высказывание известного физика Ричарда Фейнмана о важности популяризации науки созвучно с жизненной позицией известного математика Андрея Райгородского.

Андрей Райгородский – не только директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, включающей 2 факультета, 15 лабораторий, 26 базовых кафедр и более 2 тысяч учащихся и преподавателей, заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и лабораторией МФТИ-Сбербанк, преподаватель в совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ. Он читает лекции на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ, в Школе анализа данных Яндекса, проводит множество выездных лекций для школьников и в свободные часы по приглашению рассказывает о своей работе широкой аудитории на разных площадках.

– Я не то чтобы занимаюсь популяризацией, я любитель произносить речи, – смеется математик. – Я считаю, что это очень важное дело, в каком-то смысле социальный долг: если человек может, он должен доносить до широкой публики, зачем нужна математика. Я очень ратую за то, чтобы сообщать людям, что математика – это не вещь в себе, что это на самом деле очень живая наука. Конечно, все равно трудно объяснить людям, зачем в науке требуется такое количество непонятно чего сверх того, что реально нужно. Поэтому во время выступлений следует включать свою харизму. Понятно, что моя основная цель – формировать какую-то школу, которая бы устойчиво развивалась, в том числе без моего участия. Но мне в принципе интересно рассказывать, и я давал на широкую публику очень много лекций.

Несмотря на обилие административной, преподавательской и популяризаторской деятельности, Андрей Райгородский занимается фундаментальными исследованиями. С 2016 по 2018 года его главным проектом было исследование, поддержанное грантом РНФ. Ученый занимался поиском решения фундаментальных проблем теории случайных графов и гиперграфов.

О прикладной науке

В интернете есть сайты, которые связаны между собой ссылками. Пользователи заходят на какой-то сайт, кликают по ссылке и попадают на другой. Этот процесс можно изобразить как множество некоторых точек в пространстве, где точки – это сайты, а стрелочки, которые их соединяют, – гиперссылки. Такая конструкция и называется графом. Этим направлением занимается лаборатория продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, что находится на территории Биофармацевтического кластера МФТИ.

Другое приложение графов – банковские взаимодействия. Точки – вершины графа – банки, а ребра, стрелочки – наличие транзакций из одного банка в другой. Такие конструкции важны для исследований, которые идут, например, в Центробанке: регулятору важно понимать, как устроена вся его структура и взаимодействия между банками. Похожими исследованиями занимается лаборатория прикладных исследований МФТИ и Сбербанка. Одна из задач ученых – изучить внутренние свойства сети кредитных заемщиков, чтобы успешно выявлять мошенников. Здесь ученые уже работают с гиперграфами, когда объектов больше двух.

– Некоторые лаборатории получают грант РНФ, а некоторые – грант РФФИ. Это совершенно естественный гиперграф, – объясняет на примере профессор. – Группа людей, получающих грант РНФ, – это одно обобщенное ребро графа, а РФФИ – другое. Поскольку лаборатория продвинутой комбинаторики и сетевых приложений большая, насчитывает больше 30 сотрудников, у нас довольно много грантов, поэтому гиперграф получается живенький: с пересечениями, на тех людях, которые одновременно получают РФФИ и РНФ. Различные задачи, связанные с этими графами и гиперграфами, как раз изучаются по гранту РНФ.

Фото: Андрей Райгородский – доктор физико-математических наук, профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, заведующий кафедрой дискретной математики Факультета инноваций и высоких технологий МФТИ, заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и лабораторией МФТИ-Сбербанк, преподаватель в бакалавриате РЭШ и ВШЭ, лауреат Премии Президента России 2011 года для молодых ученых, лауреат премии Президиума РАН 2005 года. Читает лекции в МГУ, в Школе анализа данных Яндекса, читает выездные лекции школьникам. Популяризатор науки, автор книги «Кому нужна математика?». Грант РНФ: «Случайные графы и гиперграфы: модели и приложения» (2016–2018 гг.). Источник: пресс-служба РНФ

Сайты и ссылки между ними постоянно меняются, изменяется и граф. Чтобы описать процесс изменений, необходимо придумать математическую модель. Это задача в том числе теории случайных графов. Среди множества имеющихся графов нужно выбирать случайные элементы, причем выбирать таким образом, чтобы вероятность выполнения тех свойств, которыми обладает реальность, была близка к единице для этого случайного объекта. Но что значит – выбирать таким образом?

– Обычно я говорю школьникам, что плыла по небу тучка, в тучке находились графы. Где тучка более плотная, оттуда с большей вероятностью пойдет сильный дождик, а где-то тучка белая, там, может быть, дождик не пойдет. Те графы, которые находятся ближе к «черной части», с большей вероятностью на вас «капают», а те графы, которые дальше – с меньшей вероятностью. В зависимости от того, как вы эту тучку «покрасите», у вас получится то или иное распределение вероятностей на множестве ваших графов. Надо правильно покрасить тучку, чтобы, когда графы «капают», с большей вероятностью на вас капали те, которые похожи на интернет, – поясняет Андрей Райгородский.

По словам ученого, один из самых интересных объектов в его области – классическая модель случайного графа, когда каждая потенциальная связь, каждое ребро возникает с одной и той же вероятностью и нужно понять, каким будет граф и какими свойствами будет обладать.

Представим компьютерную сеть с множеством компьютеров в разных городах мира, каждые два компьютера изначально связаны между собой прямой телефонной линией, по которой они могут обмениваться информацией. Далее из-за помех эти телефонные связи могут нарушаться с какой-то вероятностью. Например, с вероятностью 1 к 10 каждая отдельная связь может разрушиться независимо от остальных. В результате получается случайный граф в классической модели.

О фундаментальной науке

Несмотря на сотрудничество с Яндексом, Сбербанком и другими партнерами и вытекающую из этого любовь к приложениям математики, Андрей Райгородский считает, что в первую очередь нужно заниматься фундаментальной наукой.

– Я люблю давать студентам задачи прикладного характера, но я всегда им говорю так: математика прекрасна сама по себе, и ровно поэтому у нее есть приложения, а не наоборот. Не потому математика прекрасна, что у нее есть приложения, а у нее есть приложения, потому что она прекрасна. Если вам нравится заниматься приложениями – это классно, и, конечно, мы предоставим вам массу возможностей в этом поле, но без чистой математики, без той математики, которая ради доказательств, ради красоты – никакой прикладной математики не будет. Вообще математику неправильно делить на чистую и прикладную. Есть просто математика. Другое дело – то, что есть люди со вкусом к тому, чтобы эту математику еще куда-то прикладывать, а есть люди со вкусом доказывать теоремы. Лаборатория продвинутой комбинаторики, в первую очередь, – про людей, которые любят доказывать теоремы, а лаборатория прикладных исследований МФТИ и Сбербанка – это, в первую очередь, про тех, кто любит применять эти теоремы на практике. Здесь, на Физтехе, мы помогаем создавать ту среду, которая нужна для того, чтобы математика дальше развивалась. Это происходит в том числе благодаря тем грантам, которые, слава Богу, нам дают, – подытоживает Райгородский.

Источник: пресс-служба РНФ

О деньгах

Андрей Райгородский – один из немногих грантополучателей Фонда, которые практически не отчисляют себе зарплату с гранта.

– У нас очень простая смета: 10% – поездки, все остальное – зарплаты, – говорит ученый. – Техника, купленная на средства Физтеха, есть, если необходимо, можно будет докупить что-то на средства того же Сбербанка. Получается, что люди могут адекватно зарабатывать и спокойно заниматься наукой, то есть деньги тратятся на развитие. У меня гигантская команда, которую надо кормить, и я не всегда понимаю, где я возьму на нее денег, хотя у меня есть бюджет как директора Физтех-школы. Но этот бюджет ограничен, а конструкция растет все быстрее и быстрее, ветвится: появляются сильные ученики, у них появляются свои ученики, и эти связи растут как экспонента.

В лаборатории Райгородского много грантов РНФ: ученый не сразу может посчитать их количество. У многих сотрудников есть свои гранты для погружения в разные области математики: от построения графов до изучения законов геометрии, по которым, к примеру, создаются (или, в случае неудачи, не создаются) масштабные архитектурные сооружения.

По мнению Андрея Райгородского, все деньги нужно вкладывать в развитие молодых исследователей, готовых развивать науку.

История взята из книги РНФ «Я ученый!»: http://www.rscf.ru/ru/node/rnf-prezentoval-sbornik-istoriy-o-rossiyskikh-uchenykh

Теги
Интервью
29 февраля, 2024
Вулкан как фабрика тепла. Геофизики предлагают новые способы электрификации городов
Вулканы уже сыграли неожиданную роль в истории человечества. Можно упомянуть провал реформ Бориса Го...
12 февраля, 2024
Олег Астафьев: «Квантовая акустика появилась благодаря сверхпроводниковым искусственным атомам»
Квантовые технологии — наше фантастическое будущее? О том, заменит ли электроника, работающая с од...