Новости

2 декабря, 2020 16:46

Повторение за соседом может снизить углеродный налог на 38%

Уральские ученые совместно с испанскими и голландскими коллегами проанализировали, как влияет на климатическую политику поведение окружающих. Из психологии давно известно, что люди склонны «повторять за соседями». Оказалось, что использовать эту особенность поведения можно и для борьбы с изменением климата. В частности, это может снизить налоги на загрязнение атмосферы на 38%. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда, опубликованы в Journal of Environmental Economics and Management.
Источник: unsplash.com / Marcin Jozwiak

Люди — существа социальные, и их действия сильно зависят от поведения окружающих. Так повелось еще с древних времен, когда повторение за соседом было фактором выживания: мертв тот пещерный человек, что не бежит от хищника вместе со всеми. И хотя сейчас вероятность гибели от зубов леопарда для большинства стремится к нулю, мы часто принимаем решение, глядя на окружающих. Это касается и такой важной темы, как экология.

«В своей работе мы решили рассмотреть, как на климатическую политику влияет социальная среда, — рассказывает один из авторов статьи, профессор института экономики и управления Уральского федерального университета, постдок института наук и технологий о природе (ICTA) Автономного университета Барселоны Иван Савин. — Раньше данный подход применялся к теме потребления энергии и принятия решений об использовании ее возобновляемых источников. Однако не было подобных исследований об углеродном налоге — наиболее популярном в мире инструменте климатической политики. Он, как и поведение окружающих, влияет на выбор конечного товара для потребления. Следовательно, эти два инструмента могут создавать мультипликативный (синергетический) эффект — когда один усиливает действие другого, а значит, добиться того же результата по снижению выбросов в атмосферу можно с помощью меньшего налога».

В модели авторов есть группа людей, которые покупают товары с высоким и низким содержанием углерода. Это могут быть, например, обычные автомобили и электромобили соответственно. Первые в результате углеродного налога сильно растут в цене, вторые — нет. Собранные от налога деньги распределяются между всеми участниками модели. На выбор человека влияют его личные предпочтения и то, какие товары покупают те, с кем он непосредственно общается. Учитываются также его доход и цена продукции.

Исследователи смоделировали эффект от углеродного налога — то, насколько удастся сократить выбросы углерода — в экономике. Оказалось, что если люди при выборе товара смотрят не только на цену, но и на то, популярен ли он у знакомых, политика «зеленой экономики» оказывается более эффективной. Размер мультипликативного эффекта выше, если в обществе нет сильного расслоения по доходам и полярных предпочтений к товарам с высоким или низким содержанием углерода. Оценив все параметры модели на реальных данных, ученые пришли к выводу, что данный мультипликативный эффект наиболее вероятно составляет 38%.

«Социальное взаимодействие способно усиливать эффект от налогообложения в жизни. Сперва мы начинаем меньше летать, поскольку цены на авиабилеты выросли, а потом можем совсем отказаться от перелетов, поскольку никто из друзей и знакомых больше не летает. Так мультипликативный эффект работает, к слову, не только для менее экологичных товаров, но, например, и для алкоголя, табака и многих других товаров. Наша заслуга в том, что мы показали: этот эффект может быть куда значительнее, чем предполагалось», — подводит итог Иван Савин.

24 апреля, 2024
Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей
Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на терр...
29 марта, 2024
Ученые НГУ впервые провели радиоуглеродный анализ образцов из памятника андроновской культуры Вахрушево-1
Исследователи Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из НГУ установили, чт...