Новости

18 июля, 2019 11:44

Российские ученые разработали новые способы борьбы с тряской самолета

Источник: РИА Новости
Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) разработали новые способы борьбы с тряской самолета на околозвуковых скоростях, сообщили РИА Новости в пресс-службе института.
Источник: РИА Новости / Нина Зотина

"При полете на больших трансзвуковых скоростях есть риск возникновения волнового сопротивления, которое при определенных условиях приводит к сильной тряске (бафтингу - ред.) воздушного судна. Ее последствия могут быть плачевными: вплоть до разрушения крыла из-за усталости конструкции. Ученые ЦАГИ исследуют способы управления обтеканием самолета для борьбы с этим негативным явлением", - сказали в институте.

Там пояснили, что в течение пяти лет экспериментально изучался активный метод подавления волнового сопротивления, заключающегося в тангенциальном выдуве струи сжатого воздуха из щелевого сопла на верхнюю поверхность крыла. 

"В 2018 году в аэродинамической трубе ЦАГИ в результате экспериментов были определены оптимальные параметры такой системы управления: положение сопла, интенсивность выдува в моделируемых условиях трансзвукового полета при числах Маха от 0,72 до 0,82. Испытания показали эффективность выбранной технологии", - сказали в ЦАГИ.

Одновременно проводились исследования своеобразного ноу-хау ученых института – пассивного способа воздействия на трансзвуковое обтекание с помощью специальных струйных вихрегенераторов. Вихри, которые образуются путем перепуска воздуха из специальных отверстий, расположенных на крыле до и после скачка уплотнения, стабилизируют его положение, тем самым ослабляя явление бафтинга.

"Одно из главных преимуществ этого метода – он не требует дополнительных затрат энергии. Работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда и защищена патентом", – рассказал один из авторов исследования, главный научный сотрудник отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП "ЦАГИ", доктор физико-математических наук Мурад Брутян.

Разработанные техники управления обтеканием на трансзвуковых скоростях крейсерского полета лягут в основу концепций перспективных воздушных судов для существенного повышения их аэродинамического качества.

26 апреля, 2024
Создан алгоритм для безопасного разворачивания радиорефлекторов зондов
Российские исследователи разработали программный пакет, позволяющий максимально безопасным образом...
19 апреля, 2024
Новая защита для промышленных и медицинских изделий
Ученые Тольяттинского государственного университета (ТГУ) вывели на качественно новый уровень техн...